Настройки процесса

Не бывает одного верного процесса разработки. Разные типы продуктов, клиенты, сложность, состав команды и многое другое влияют на процесс, который позволит эффективно вести разработку ПО. Мы упаковали "в коробку" несколько типовых процессов для наиболее распространненых ситуаций.

Начните с использования "коробочного" процесса и донастройте его таким образом, чтобы он отражал специфику именно вашей команды, проекта или организации.

Тонкая настройка процесса заключается в следующем:

  • подключение/отключение базовых опций и инструментов в "Методологии" проекта;
  • настройка терминологии, близкой и понятной вашим коллегам;
  • настройка ролевого состава и прав доступа;
  • настройка справочников и описаний жизненных циклов пожеланий, требований, задач и т.п.;
  • настройка часто используемых модулей и графиков, а также размещение их в навигации (меню).

Выполненные настройки затем можно сохранить для повторного использования в качестве процесса. На базе этого процесса можно создавать новые проекты и активности, либо применять эти настройки к ранее созданным проектам и активностям.

Управление процессами

  • Для создания вашего процесса сперва нужно создать проект и выполнить в нем все необходимые настройки. После этого необходимо перейти к настройкам проекта и выбрать опцию "Создать процесс". Укажите название процесса и имя файла, в котором процесс будет сохранен. Название процесса будет отображаться на экране создания нового проекта или активности.
  • Чтобы обновить настройки процесса, перейдите к проекту на основе которого был создан процесс, измените необходимые настройки процесса, перейдите настройкам проекта и выберите опцию "Обновить процесс". Чтобы эти изменения применились ко всем проектам, созданным на основе этого процесса, отметьте соответствующую галочку.
  • Если вы хотите изменить процесс у проекта, достаточно перейти к настройкам проекта и выбрать опцию "Применить процесс".

Управление списком ранее созданных процессов осуществляется в административном разделе приложения, в меню Проекты - Процессы.

Статусы

Все основные проектные артефакты имеют свой жизненный цикл, который используется для управления этими артефактами. Первичные требования (пожелания) создаются, прорабатываются, реализуются, тестируются и т.п. Каждый статус (этап) связан с технологией производства. Системные требования в свою очередь разрабатываются, утверждаются, согласуются и затем реализуются. Эти статусы связаны с разработкой и документированием требований.

С каждым статусом могут быть связаны:

  • цвет, который будет использован при окрашивании фона с текстом статуса;
  • настройки полей формы - возможность переопределить видимость/обязательность полей на форме редактирования или создания артефакта;
  • системные действия - внутренние триггеры, которые срабатывают при назначении этого статуса проектному артефакту.

Система отслеживает время, которое артефакт находится в каждом состоянии. Поле "Время в состоянии" отображает это время и может быть выведено в списках или на досках. Система также считает общую длительность жизненного цикла. Чтобы узнать, например, сколько времени мы разрабатывали конкретный раздел документа. В некоторых состояниях команда не работает с артефактом, например, ждем согласования от заказчика. Чтобы время ожидания не искажало продолжительность жинненого цикла, его можно исключить из учета установив галочку "Исключить из времени решения время нахождения в этом состоянии".

Базовое состояние позволяет понять системе, на каком участке ЖЦ находится артефакт - он только что создан, он находится в работе или работа над ним завершена, без детализации. Базовые состояния используются в системных действиях, для отображения UID-ов артефактов, а также для построения кросс-проектных досок.

Правила перехода из одного состояния в другое задаются "Переходами". В настройках перехода можно указать - нужно ли запросить причину изменения статуса, каким ролям можно выполнять такой переход, какие при этом должны быть соблюдены предусловия. Также на конкретные переходы можно "повесить" системные действия или очистку значений полей.

Для состояний пожеланий и доработок можно задать дополнительные параметры:

  • Задачи - указанный здесь перечень типов задач будет свойственен заданному этапу, например, при декомпозиции пожелания на задачи система предложит именно эти типы задач.
  • Ограничение Work-In-Progress - лимиты, используемые в Kanban-процессе, позволяют сигнализировать команде о максимальном количестве незавершеннх карточек в этом состоянии.
  • Артефакты - система предложит создавать артефакты этого типа в данном состоянии.

Системные действия для первичных требований (Пожеланий и Доработок) можно расширять при помощи автоматических действий. Эти действия позволяют менять атрибуты пожеланий, создавать задачи или комментарии при изменении статуса, значений атрибутов или при создании комментариев.

Автоматические действия

Для настройки специфической автоматизации, то есть для расширения встроенных системных действий, предназначены "Автоматические действия". С их помощью вы можете изменить атрибуты пожеланий, перенести их в другой проект, добавить комментарий или создать задачу. Автоматические действия применяются только к первичным (пользовательским) требованиям - пожеланиям, заявкам, запросам, историям и т.п.

Автоматические действия срабатывают при наступлении следующих событий:

  • создание пожелания
  • изенения пожелания
  • создание комментария

Дополнительно к этому автоматическое действие может быть привязано к конкретному переходу или состоянию в настройках жизненного цикла. Вам необходимо описать условие, при котором сработает данное автоматическое действие, а также указать необходимые изменения, которые должны быть выполнены.

Порядок выполнения автоматических действий определяется их нумерацией. Номера можно изменить на форме редактирования или путем перетаскивания строк в списке действий.

Пример: изменение статуса заявки при создании комментария

Создаем новое автоматическое действие и в качестве события указываем "Новый комментарий". В дополнение, можем указать условия, при которых это действие будет срабатывать. На вкладке "Изменить атрибуты" указываем новое состояние заявки или пожелания.

Роли и права доступа

Основное назначение ролей - разграничить доступ к различным частям проектной информации. Для каждой роли вы можете настроить доступ к тем или иным артефактам проекта. Приглашая участников в проект, вы назначаете им роли. Пользователи получают доступ к проекту в границах полномочий, назначенных им ролей.

У одного участника проекта может быть несколько ролей. В этом случае запрещающее право перекрывается разрешающим правом.

Есть несколько синтетических ролей, которые не могут быть изменены или удалены:

  • Все пользователи - настройка доступа этой роли позволяет предоставлять доступ к проекту (или его артефактам) любым зарегистрированным пользователям системы, даже если они не являются участниками.
  • Участники связанных проектов - позволяет настраивать доступ к артефактам программы или подпроектов. Например, участникам программы можно настроить доступ к артефактам подпроекта.

Права доступа выдаются на сущности, их арибуты, на модули и отчеты. Права доступа на сущности по умолчанию определяют доступ и к модулям, отчетам, где отображаются объекты этой сущности.

Терминология

Одни и те же по сути вещи зачастую называются по-разному. В одних процессах первичные требования удобно называть "Заявка", в других - "История пользователя", в третьих - "Элемент бэклога", хотя по сути это одно и тоже. Однако, переучиваться на использование нового термина не комфортно, а в Devprom ALM и не нужно. Вы можете переназвать любой термин, обеспечив удобный язык общения внутри команды.

В списке терминов отображается исходный (системный) термин слева и его текущее (проектное) значение - справа. Вы можете изменять текст в правой части списка, при этом сохранение введенного вами значения осуществляется автоматически.

Для удобства фильтрации терминов используйте фильтр "Термин" - введите в это поле текст и нажмите "Ввод", после чего все термины системы будут отфильтрованы по данной подстроке. При необходимости вы можете удалить все пользовательские значения терминов путем выбора соответствующего пункта в меню "Действия".

Пользовательские атрибуты

Если встроенного набора атрибутов для пожеланий, задач, требований и других артефактов, недостаточно для ведения проекта, то вы можете добавить необходимые вам атрибуты. Пользовательские атрибуты настраиваются в соответствующем справочнике в настройках проекта.

При создании нового атрибута необходимо указать сущность и тип будущего атрибута, ввести название нового атрибута, указать значения по умолчанию и другие атрибуты, влияющие на его отображение на формах ввода. Сразу после сохранения атрибута вы можете перейти к его использованию. Новый атрибут отображается на формах, доступен для выбора в фильтрах, группировках, списках и досках. Помимо числовых и строковых атрибутов вы можете создавать атрибуты с типом "Справочник".

Атрибут типа WYSIWYG-редактор позволяет оформлять описание пожеланий, задач и любых других объектов в системе, с использованием различных вариантов форматирования текста, с использованием списков, таблиц и изображений, отображаемых непосредственно в тексте. Тип используемого при этом WYSIWYG-редактора выбирается в общих настройках проекта.

Вычисляемые атрибуты

На основе вычисляемых атрибутов создавайте поля, которые вытаскивают значения полей, хранящиеся в связанных сущностях. Например, вы хотите в дереве функций показать оценку трудоемкости, заданной для требований, детализирующих данную функцию.

Для этого необходимо создать пользовательский атрибут, где в качестве формулы для вычисления указать путь до требуемого значения:

Тогда в дереве функций вы сможете включить отображение этого поля и увидеть суммарную оценку по всем требованиям функции:

Справочники

Во все системные справочники можно добавлять свои значения. Многие справочники специфичны для проекта, но могут быть сохранены в настройках процесса. Таким образом, настройки можно распространить на множество проектов.

Некоторые справочники, например, Приоритет, Важность, задаются на уровне всей системы и настраиваются в административном разделе.